ilya_simanovsky: (Израиль Кастро)
[personal profile] ilya_simanovsky
p_F

Первый час фильма хочется назвать «Один день Руматы Эсторского». Благородный дон просыпается после попойки, ворчит на слуг, играет на саксофоне, бродит по городским лабиринтам, посещает почти неразличимые кабак и королевский дворец... Везде приходится общаться с десятками людей, липнущих к нему, как мухи. Отпихнуть или пнуть под зад - тоже сойдет за общение - назойливые арканарцы путаются у Руматы под ногами, кажется, радуясь любой возможности обратить на себя внимание "сына языческого бога". Зритель невидимым спутником следует за Руматой, и, так же, как Румате, ему постоянно мешают свисающие с потолка тюки, веревки, крюки, заслоняют обзор чьи-то лица и тела. Самый скандальный кадр фильма, на котором виден ослиный член, не выглядит нарочитой пощечиной общественному вкусу и никак не выделяется из видеоряда. Это просто вид на Арканар с другой точки – то, что можно увидеть, если вы упали на землю.

К середине фильма понимаешь, что для одного дня событий слишком много. Сколько прошло - день, неделя, месяц? Вероятно, мы перестали замечать это вместе с Руматой. А может быть нам показана не только временная перспектива, но и множество дней, длящихся одновременно, наслоившихся в сознании Руматы один на другой? Это  ответило бы на вопрос почему в кадр лезет столько лиц сразу.

Умберто Эко ошибся, пожелав зрителю "приятного путешествия в ад". Нет, это не ад. В аду есть черти и мучимые, здесь эта граница незаметна. Если вам кажется, что в фильме царят лишь жестокость с пороком, и есть только рожи вместо лиц, значит ваши глаза не привыкли к темноте. Постарайтесь не отстраняться от арканарцев с отвращением, внимательно присмотритесь к ним и вы увидите, что почти все они - люди.

«Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце!»

И если в доне Рэба человека обнаружить все-таки сложно, то в солдате из «черных», врывающихся в замок Руматы, – запросто. Мы видим его несколько секунд, но отмечаем обезьянку на плече – очевидно, он ее кормит, бережет, говорит с ней. А сейчас он восторженно смотрит во все глаза на невиданное зрелище. Нет, это не черт и не орк, это человек, хотя и способный убивать без угрызений совести.

5

Да, отделив откровенно "черненьких", остальных надо постараться полюбить или понять "серенькими" - беленьких здесь нет. Зато есть те, кто лучше остальных. Пусть барон Пампа донес на Будаха и, неловко оправдываясь, недоумевает, как это получилось («Имя у него какое-то собачье…»). Зато он добрый, доверчивый, любит свою баронессу и умеет дружить. Оказывается, в этом мире и это – много! Пусть Ари похваляется, что беременна от бога, скандалит со своим благодетелем и способна без видимой причины плюнуть ему в лицо. Худшее в ней – от страха. Зато она плачет, рассказывая, как брат всю ночь избивал книгочея, и поэтому она – человек.

А смешной изобретатель с самодельными крыльями: "Летать учимся! Но все больше вниз»? Опустившийся поэт? Старик-книгочей, которого топят в выгребной яме? Другие "бесполезные для государства люди", которых пытается спасать Румата? Будах, пусть и не мудрец, но в отличие от Рэбы с ним можно не только говорить, но и беседовать. И кто-то же нарисовал мадонну на стене и картину в духе Кранаха Старшего. Их мало, их почти не замечаешь, они не задают тон, они прячутся, но все-таки они есть.

***

Благородный дон Румата выглядит таким же жестоким и грубым, как и другие обитатели Арканара. Он щедро раздает пинки и подзатыльники направо и налево, всех презирает, кривляется, все время цинично шутит. Что он сам еще не превратился в арканарца, догадаться непросто, но можно. Мы в его замке. Огромный раб колодках с нескрываемой приязнью смотрит на Румату, в шутку угрожающего продать его в порт. Другой слуга так обнаглел, что ходит в хозяйских сапогах. Мы понимаем, что в этом доме слуг не бьют и даже балуют, раз они не боятся и обожают своего странного господина.

4

Нет, Румата еще не стал арканарцем, он продолжает блестяще играть свою роль – и вынужден ее играть, даже оставаясь с близкими людьми. Его настоящее лицо мы видим редко - несколько раз за фильм. Когда Румата видит кол для казни проституток. Когда Румата, раздосадованный, опустошенный и вселенски усталый, отвечает Будаху «Сердце мое полно жалости». В конце фильма. И в эпизоде, когда он читает придворному поэту, зарывшему свой талант: «Гул затих, я вышел на подмостки…» Очевидно, это одна из придумок Германа, которая родилась  в процессе съемок - в сценарии, как и в книге, на этом месте стоит шекспировский монолог Гамлета. Стихотворение Пастернака - это и монолог самого Руматы, уставшего играть эту роль, Руматы, на которого направлен арканарский сумрак ночи, Руматы, который поневоле участвует в другой драме (ученые отправлены в Арканар поддержать Возрождение, а Возрождения-то и нет). Он один, и уже предчувствует гибельную, предрешенную развязку. И, когда на вопрос Гаука "Кто это написал?" Румата со смехом отвечает "Я!", в этом можно расслышать не только юмор.

Шекспировский Гамлет задается вопросом "терпеть" или "оказать сопротивленье". Этим же мучается и Румата, пока еще может терпеть. С убийством Ари рушится последний смысл его присутствия в Арканаре - становится ясно, что "бог" не может ничего - даже защитить близких. И тогда он берется за мечи. В конце фильма мы видим Румату изменившегося, слегка безумного, но, несомненно, счастливого. Ему уже не нужно скрываться и лицемерить, он может открыто носить очки или играть джаз на весь Арканар, а не только у себя в замке. Фильм можно трактовать и как историю человека, освободившегося через поступок.

6

Не стоило ли повыбить эту сволочь раньше, и взять на себя ответственность за будущее страны? Или будет только хуже? Или это все равно, потому что принципиально ничего не изменится? Мы не знаем правильных ответов, потому что не знаем будущего - ни своего, ни Руматы. Мы даже не знаем стал ли он правителем Арканара или просто послал все к черту и, наконец-то, может искренне сказать: "Я  не дьявол и не бог, я кавалер Румата Эсторский, веселый благородный дворянин, обремененный капризами и предрассудками и  привыкший  к  свободе  во  всех отношениях".

Мы знаем только, что пока он счастлив, что есть музыка и есть необычайный простор, и кровь от арканарской резни ушла в землю, и там, где она пролилась лежит белый, все скрывающий и очищающий снег. Неизвестно, станет ли лучше, но красота не ушла из мира и жизнь бредет своим чередом медленно и спокойно, как лошади в кадре.

"Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть I. Красота. Грязь. Юмор. Страх

"Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть II. "Зачем он извратил Стругацких?!"

"Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть IV. Эпилог. "Что это было?"

Date: 2014-03-14 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] marfinca.livejournal.com
красотища, дурацкие трейлеры, зачем мы только их смотрели:)
Спасибо:)

Date: 2014-03-15 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо)
Трейлеры только вводят в заблуждение - при том, что на них порой запечатлены не худшие эпизоды. Просто фильмы Германа не терпят чужого монтажа - сразу появляется фальшь. Отдельные сцены, вырванные из полной ткани ленты не выживают вообще. Уж лучше фотографии со съемок смотреть.
Edited Date: 2014-03-15 07:38 am (UTC)

Date: 2014-03-15 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] d-white1967.livejournal.com
Прости, капельку иронии на грани сарказма - фильмы Германа и его собственного монтажа не терпят. У меня было твёрдое ощущение, что последние годы режиссёр играл со зрителем своего последнего фильма в русскую рулетку.

Date: 2014-03-14 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kisochka-yu.livejournal.com
Не могу дождаться, когда наконец и мы сможем посмотреть...

Date: 2014-03-14 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] umnickmd.livejournal.com
интересно, его к нам привезут?

Date: 2014-03-14 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kisochka-yu.livejournal.com
Боюсь, тырить придется. Не люблю а этого - а что делать? Посмотреть-то хочется. Хоть бы денежку какую отдать...

Date: 2014-03-14 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Exactly. Если узнаете где оно плохо лежит, будьте уж так добры ...

Date: 2014-03-14 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kisochka-yu.livejournal.com
Пока нигде. Я проверяю каждый день все возможные источники.
Вот сделали бы как в свое время с "Борисом Годуновым"... - выложили и предложили заплатить, кто хочет и сколько может. И совесть спокойна.

Date: 2014-03-15 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] d-white1967.livejournal.com
Если узнаете, где хорошо (то есть за денежку), не сочтите за труд, крикните и мне.

Date: 2014-03-15 11:19 am (UTC)

Date: 2014-03-14 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] dir-for-live.livejournal.com
"ученые отправлены в Арканар поддержать Возрождение, а Возрождения-то и нет"

А вот это - откуда? Второй или третий раз упоминаете. Это в кино как-то обговаривается? Потому что в книге нет никакого Возрождения и его поддержки.

Date: 2014-03-14 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Это в начале фильма говорит голос за кадром. Что ученых направили в Арканар, чтобы они помогли местному Возрождению. А на самом деле, оказалось, что Возрождения фактически и не было. Мелькнуло только. Зато реакция на "Возрождение" была.

Date: 2014-03-14 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dir-for-live.livejournal.com
Понял. То есть, какое-то объяснение там все же есть.

Date: 2014-03-14 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] tilimoska.livejournal.com
Очень хорошо, Илья Григорьевич.

Date: 2014-03-15 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо, Елена Львовна

Date: 2014-03-14 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
А ребенка, который из чистого любопытства зачерпывает испражнения одного убитого и кладет их в рот другому - тоже можно "полюбить черненьким"? У солдата с обезьянкой лицо идиота, и это, конечно, лучше, чем ученые "книжники", но не настолько, чтобы "разглядеть"... Даже Румата этого не смог. Он никого там не полюбил, кроме своего друга барона. Он - да, похож на человека, но именно похож. По-моему, вы оказались пленником "кадра" - красивой, в общем-то, картинки. А когда в эту "картинку" погружаешься и рассматриваешь три часа "изнутри" - то привыкание возникает, конечно. Так и нас посели в бандитское логово - рано или поздно привыкнем и даже людей увидим - ведь очень хочется, мы же гуманисты как-никак. Вообще это ещё страшнее, по-моему, когда полюбить хочется (а ведь и мне хотелось) нечто совершенно безнравственное или вненравственное. А "красивая картинка" нас вообще дезориентировать может. Так ведь и Гитлера полюбишь, и съезд НРСДРП - как снять, как кадр построить. А и свинство по-своему притягательно, что уж говорить. По-моему, просто отвращение и брезгливость зрителя не так "пронимает", как безобразие, вставленное в красивую "рамку". Извините за длинный комментарий, но очень хочется порассуждать, а ваши посты побуждают к диалогу. Я, кстати, у себя где-то неделю назад тоже про фильм написала.

Date: 2014-03-14 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/
не нужно любить гитлера, но нужно понимать его. чтобы понимать, что он - это ты; хотя бы отчасти; и хотя бы поэтому любить и поонимать себя тоже следует.. с осторожностью.
И еще - поэтому трудно сформулировать что-нибудь более антифашистское, чем фонтриеровское ".. я понимаю гитлера"

Date: 2014-03-15 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
По-моему, вы оказались пленником "кадра" - красивой, в общем-то, картинки

Вот Вы меня и раскусили:)

А если серьезно, видимо, я все же плохо выразил свою мысль. Я не говорил о том, что свинство притягательно, что мне хотелось бы жить в Арканаре или, что надо полюбить черненькими ("серенькими") ВСЕХ. Я говорил о том, что нужно различать градации серого. И, да, говорил, что нужно увидеть в них разных людей, а не толпу одинаковых мерзких орков. Кстати, к нацистам и гулаговским охранникам это тоже относится. Не к тому, что их надо пожалеть и не надо судебно преследовать, а к тому, что надо понять, что они, к сожалению, люди и многие из них - большинство! - по своему складу вовсе не садисты или злодеи-организаторы. Вот что самое страшное и вот, что куда надо заглядывать. Почему вроде бы нормальный человек может делать ужасные вещи, защищенный идеями "а все так", "я выполнял приказ", "мы были на войне", "а они такие же", "а что я мог сделать", "а как иначе" и т.п. Иначе мы ничего не поймем про то, откуда на земле берется зло.

Что до красивой картинки, то эту красоту заметили полтора человека, включая меня и Вас. Большинство, как видите, заметило только дерьмо.

А ребенка, который из чистого любопытства зачерпывает испражнения одного убитого и кладет их в рот другому - тоже можно "полюбить черненьким"?

Ребенку как раз простить такое можно запросто, потому что ребенок просто балуется, он в данном случае даже не делает ничего жестокого. Кстати, я только потом сообразил зачем он трогает повешенного. Проверить гипотезу, что у повешенных бывает эрекция. Звучит и выглядит все это, прямо скажем, неважно, но это просто Гек Финн своего века, вот и все.

А вот про книжников - это Вы очень правильно заметили, спасибо. Представьте, я и забыл совсем про книжников, когда это писал, потому что вынес их за скобки. Надо будет подредактировать текст, а то и правда непонятно, почему в дураке с обезьяной я человека увидел, а в Будахе или старике из начала фильма - нет.

Date: 2014-03-14 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ir-ma-ro.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2014-03-16 08:23 pm (UTC)

Date: 2014-03-14 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] vklin.livejournal.com
Если это для публикации, поправь фразу "В аду есть черти и мученики":) Мученики - это как бы совсем про другое:)

Date: 2014-03-15 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да, ты прав. Исправил на "мучимые")

Date: 2014-03-14 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] oknanamore.livejournal.com
спасибо
смотреть было тяжело, еще тяжелее было после просмотра
но потом - путин, крым, украина, падение рубля, блокировка сайтов
и как-то даже спокойнее там в арканаре

Date: 2014-03-14 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Точно. Я шел в кинотеатр 1 марта - когда пришли первые новости про войска в Крыму.
И могу сказать, что я отлично провел время в Арканаре!

Date: 2014-03-15 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] d-white1967.livejournal.com
Наверное, об этом надо было в части 2 твоего опуса (за который огромное тебе спасибо!), но я не хотел спорить с твоим видением. А вот тут - извини; пусть уж Герман выберет, кто мы - бесстрастный внешне, но пропускающий весь этот ужас через себя наблюдатель ("невидимый спутник" - у тебя) или часть этого мира, что привыкла смотреть из положения лёжа. Или мы и то и то? Так не бывает. Ты сам таким в нашем Арканаре быть не хочешь и не захочешь, а как фигура кинематографа мне данная эстетика глубоко чужда (в отличие от грязи на улице, миазмов, и пр.). Да, можно ткнуть зрителя мордой в экран на уровне - "все вы разглядываете чей-то срущий зад, вперёд, поднимайтесь с колен!", но тогда это уже не совсем Герман, как мне кажется; плакатно и противно одновременно. Ну или это тот Герман, что переродился; но я такого уже, прости, и не хочу; плакатное кино всегда будет плакатным, кто бы его не снимал.
Извини за "многобукв".

Date: 2014-03-15 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
пропускающий весь этот ужас через себя наблюдатель ("невидимый спутник" - у тебя) или часть этого мира, что привыкла смотреть из положения лёжа

Понимаешь, в чем дело, я тут не вполне внятно выразился, потому что сомневаюсь правильно ли я запомнил последовательность эпизодов и понял контекст. Как фильм появится в сети - проверю себя. Но, по-моему, мы в этом эпизоде очухиваемся на земле вместе с Руматой в Веселой башне, и, да, первое, что замечаем - "припаркованного" кем-то осла.

И это ничуть не плакатное кино. Впрочем, ты увидишь сам.

Date: 2014-03-15 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] d-white1967.livejournal.com
Оки. Мне трудно судить (по понятным тебе причинам не смотрел), дождёмся, когда будет в сети, обсудим ещё.

Date: 2014-03-15 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] tarnegolet.livejournal.com
Жду эпилога :)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] storm100 referenced to your post from Трудно быть богом; Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата (http://storm100.livejournal.com/369213.html) saying: [...] Оригинал взят у в "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата [...]

Date: 2014-03-15 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] victoriaseras.livejournal.com
Чувствую себя морально и интеллектуально вымотанной и подавленной. Сижу злая, как злая собака, - на себя. Разгромила, ага. Разгромилась. Не нахожу аргументов, нечего возразить, меняю отношение к фильму под неумолимым давлением Ваших доводов - и ненавижу себя за интеллектуальную несостоятельность. Буду пересматривать. (Для начала - фильм, а взгляды - посмотрим.)
Спасибо. Простите за отнятое у Вас внимание.
Д.

Date: 2014-03-16 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Даша, этим комментом Вы меня потрясли и немного напугали. Не ожидал.

И бросьте злиться на себя, вот уж зря. У нас вроде как не рыцарский турнир происходил?) Я вот что Вам зато скажу: люди, которых можно хоть в чем-то переубедить, - очень большая редкость. Обычно никого ни в чем переубедить нельзя, человек замыкается в своей точке зрения и будет упорно отвергать другую просто по инерции. Так что это ценное качество.

Спасибо за диалог!
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] silent_gluk referenced to your post from "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть I. Красота. Грязь. Юмор. Страх (http://ru-strygackie.livejournal.com/372108.html) saying: [...] "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] braille_teeth referenced to your post from "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата (http://braille-teeth.livejournal.com/139747.html) saying: [...] Оригинал взят у в "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] silent_gluk referenced to your post from "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть II. "Зачем он извратил Стругацких?!" (http://ru-strygackie.livejournal.com/372454.html) saying: [...] "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата [...]

Date: 2014-03-18 02:53 am (UTC)
From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com
Вот только в этой инсталляции Вам удалось меня убедить в том что в фильме возможно "что-то есть". Эпизодом с "гул затих".

Но тут подоспело это:
http://rezoner.livejournal.com/644690.html

и труба-а...

Date: 2014-03-18 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Из-за того, что артист оказался глупым, не будете смотреть фильм?

Date: 2014-03-18 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com
Дорогой ИК!

Фильм я не собирался смотреть и так, по многим причинам, о большинстве которых мне придётся умолчать. Я подал свой голос у Вас здесь, потому что мне очень импонирует Ваш подход, и то как Вы взялись за рецензию на этот фильм. Более того, я подал свой голос в этой записи только для того чтобы обозначить что Вы сделали казавшееся мне невозможным - обрисовали таки что-то в фильме, что для меня явно могло бы иметь ценность - т.е. сделали то что никто из ранее виденных рецензентов не делал.

Но всё-таки, залинкованное интервью некоторые вещи выводит на поверхность... Если даже для человека, находившегося (многие годы) в самом центре креативной силы этого фильма, и говорящего много правильных вешщей о его создании, мессадже и других аспектах он (этот фильм) не может оказаться сдерживающей силой от прущей наружу уицраоровости, что же можно ожидать от рядового зрителя?

Date: 2014-03-18 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Дорогой Амиго! Спасибо за такой отзыв, мне очень приятно все это слышать.

И все же я с Вами не согласен. Искусство меняет людей к лучшему, но, к сожалению, не всех и у всякого влияния есть пределы. Так же рассуждая можно выкинуть все классическое немецкое искусство и философию, сославшись на то, что оно не спасло страну от нацизма.

А Ярмольник просто не умен, да и, видимо, сломанный ему когда-то во Львове местным нациком нос, заставляет его воспринимать эту тему, как продолжение старой драки. Это уже моя личная гипотеза.
Edited Date: 2014-03-18 03:39 pm (UTC)

Date: 2014-03-19 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
а, так у него таки был личный неприятный опыт.
тогда понятен тон, взятый как будто из другого текста Стругацких: "да они все...выродки..."
впрочем, у нас там, увы, есть и интеллектуальные фашисты, к сожалению... те тоже не милы...
но не сейчас, нет.

(чего нельзя сказать о нынешней России - всю страну густо заволокло таким имперским духом, что просто ыыыыыыыыы)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] silent_gluk referenced to your post from "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата (http://ru-strygackie.livejournal.com/372723.html) saying: [...] Оригинал взят у в "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] silent_gluk referenced to your post from "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть IV. Эпилог. "Что это было?" (http://ru-strygackie.livejournal.com/374842.html) saying: [...] "Трудно быть богом" Алексея Германа. Часть III. Благородный дон Румата [...]

Profile

ilya_simanovsky: (Default)
Илья Симановский

June 2018

S M T W T F S
     12
34567 89
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 02:34 am
Powered by Dreamwidth Studios