...

Sep. 19th, 2016 02:26 pm
ilya_simanovsky: (melancholy)
[personal profile] ilya_simanovsky

Стратегия методичных усилий, не дающих быстрого результата, но приводящих к спасению, проигрывает стратегии, приводящей к катастрофе, зато через цепочку регулярных сплачивающих побед. Знаете, что это? Голдинг, "Повелитель мух". Маленькая победоносная охота на свинью (а потом и на человека) легко забивает нудное обслуживание сигнальных костров.

Интересно, что, отлично сознавая, что мое место на острове - очкарик Хрюша со всеми печальными для него последствиями, я чувствовал и притягательность охотников, вымещающих всю неопределенность своего положения на несчастных кабанах.

Потому что книга - хорошая очень. Сегодня 105 лет со дня рождения автора.

Date: 2016-09-19 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
105? Ух ты. Ну, сил ему и здоровья!

Date: 2016-09-19 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Ой. И правда. Просто конец Вашей записи прозвучал как-то очень оптимистически. Я и обрадовалась.

Date: 2016-09-19 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Думаю, что автор, если бы увидел этот славный диалог, ухмыльнулся бы. Потому как про смешение смерти и жизни он вполне писал.

Date: 2016-09-19 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Пожалуй, да. :-)

Date: 2016-09-19 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] makar-svirepii.livejournal.com
Это одна из немногих ценных книг в школьной программе.
Как он в этой пасторали (на фотографии) сумел все понять о людях в закрытой системе.

Date: 2016-09-23 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Он воевал. Это очень повлияло.

И, потом, колледж при Оксфорде. Там тоже нравы и традиции бывали те еще.

Date: 2016-09-19 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне эта книга кажется совершенно великой (http://egovoru.livejournal.com/60107.html) - и да, весьма подходящей для школьной программы (хотя сама я прочла ее уже взрослой). Один из участников обсуждения высказал мысль (в конце моего поста), которая заставила меня посмотреть на описанную в ней ситуацию по-другому. Интересно, что Вы скажете?

Да, а портрет автора мне больше всего нравится вот этот (http://egovoru.livejournal.com/60107.html?thread=1329099#t1329099).
Edited Date: 2016-09-19 01:13 pm (UTC)

Date: 2016-09-19 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Я тоже прочел ее взрослым - относительно недавно, несколько лет назад.

Портрет у меня не отображается.

Мы с Вами говорим почти одно и то же и даже почти теми же словами. Так что согласен, конечно.

Что до замечания в конце - это красивое наблюдение. Но спасение всей группы через просигнализировавший дым - это как раз победа стратегии Ральфа, которую по иронии судьбы применили охотники, преследуя другую цель (уничтожение того же самого Ральфа). Поэтому я не вижу никакого кризиса рационализма. Тем более, что если бы Джек с его погоней за свиньями не проспал первый корабль, не было бы и всего остального.
Edited Date: 2016-09-19 06:03 pm (UTC)

Date: 2016-09-20 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Портрет у меня не отображается"

А посмотрите сейчас (http://egovoru.livejournal.com/60107.html?thread=1329099#t1329099)?

"победа стратегии Ральфа, которую по иронии судьбы применили охотники, преследуя другую цель (уничтожение того же самого Ральфа)"

Но они же вовсе не применяли стратегию, то есть, не действовали сознательно - в отличие от Ральфа? То, что пожар заметили моряки, было совершенно непредусмотренным охотниками следствием?

Date: 2016-09-20 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да, теперь открылось. Замечательный портрет, согласен с Вами.

Стратегия - неудачное слово. Алгоритм, наверное, лучше. Итак, Ральф сказал: алгоритм такой: чтобы пришло спасение, нужно развести огонь и сделать дым - тогда заметят. Так, в итоге и вышло. Процесс был запущен случайно, но подтвердилась стратегия Ральфа, которая была сорвана Джеком. Где же здесь кризис рационализма?

Date: 2016-09-21 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я, честно сказать, не очень понимаю, что такое "кризис рационализма", и поэтому вполне могу видеть его там, где его нет.

Date: 2016-09-21 03:26 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Торжество рационализма - это Робинзон Крузо. Повелитель - анти-робинзонада и, конечно, торжество иррациональной деградации, смягченное счастливым концом

Date: 2016-09-21 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я бы сказала, "Повелитель" - напоминание-предупреждение, что к нам-то (человечеству) моряки-спасатели не явятся :(

Вроде был еще некогда популярный "Коралловый остров", где аналогичная группа детей вела райскую жизнь, и Голдинг написал свой роман как антитезу к нему. "Робинзон" - это победа человека над природой и дикарями, но вопросы происхождения социального зла, центральные в книге Голдинга, его автор оставил за скобками.

Date: 2016-09-21 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Вотъ. Ровно это писали в комментарии к Повелителю в Иностранке или где я там его читал давным-давно при Соввласти. Это типа официальная или полуофициальная советская теория вопроса.

А _о_тетс читал книжку только сейчас и без этого комментария, поэтому он явно не понимает, что я вообще имею в виду :)

Коралловый Остров я тоже читал, но совсем в школе и почти не помню, помню только что все там было очень бодро.

Между прочим, до Робинзона была еще одна типа робинзонада - Буря Шекспира, там тоже жертвы кораблекрушения маразмом не занимаются, а активно ликвидируют последствия и строят для себя счастливую жизнь.

Робинзона Дефо я перечитал недавно. Вот, нашел, что я про него писал. И был поражен, насколько там все интереснее и агрессивнее чем у Голдинга. Поэтому ИМО в Повелителе сплошной декаданс и общее разложение, а не какая-то жутко глубокий гуманизм.

Edited Date: 2016-09-21 11:19 pm (UTC)

Date: 2016-09-21 11:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"в Повелителе сплошной декаданс и общее разложение, а не какая-то жутко глубокий гуманизм"

Этикетка "гуманизм", действительно, к этой книге как-то не очень липнет. Я бы сказала (http://egovoru.livejournal.com/60107.html), что это - лабораторное исследование природы человека как общественного животного.

А в чем же Вам видится там "декаданс и общее разложение"?

Date: 2016-09-19 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Книга по-моему несколько глуповатая - в смысле что подобный социум не будет так развиваться - слишком много духовности и мистики - а будет все куда проще и брутальнее - без всех этих умствований

PS: Собственно симонсовский "Террор" в этом смысле в описании "зажатого на выживание" даже взрослого общества куда реалистичнее (что впрочем и неудивительно потому как Симонс ставит задачу вписать в сюжет все известные - а их много - факты). Хотя хтонический ведмед там тоже есть :)
Edited Date: 2016-09-19 03:22 pm (UTC)

Date: 2016-09-19 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Мистика - это для красоты :) В реальности - тупо надрались из найденных самолетных запасов, устроили драку и т.д.

Date: 2016-09-21 03:18 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Там главная веселуха будет когда они на сам деле какой_то социум начнут пытаться отстраивать - байки про "дедовщину" и закрытые учебные заведения тут будут отдыхать.

Date: 2016-09-21 03:20 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Какой в Повелителе Мух социум?! Их в конце спасли, а то они бы тупо передрались и перемерли от голода и болезней

Date: 2016-09-21 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Так в том и смех, что на сам-то деле он там бы начал отстраиваться - и был бы весьма колоритным.

Date: 2016-09-21 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Вы точно книгу читали? Из Ваших комментов складывается обратное впечатление. "А то они бы передрались". "Смягченное счастливым концом".

Да они два трупа уже организовали, а когда их спасли, как раз готовились убить третьего человека.
Edited Date: 2016-09-21 07:15 am (UTC)

Date: 2016-09-22 12:17 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Читал давно, но как же я мог забыть про Хрюшу :)

Date: 2016-09-22 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Трупы это мелочь кстати - там бы куда более чудесатые чудеса бы в реальности начали бы твориться (с трупами конечно кроме прочего - но именно что "кроме прочего")

Date: 2016-09-19 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] patricus.livejournal.com
я у него очень люблю «Шпиль» и «Раздвоенный язык» - просто вот образцы исторического романа, на мой взгляд.
«Повелителя мух» читал с очень большим трудом - видимо, это пришлось на тот период, когда воспоминания о школьной травле хотелось сохранить вытесненными.

Date: 2016-09-19 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
А я кроме "Повелителя" ничего не читал. Спасибо за рекомендацию.

Date: 2016-09-19 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] patricus.livejournal.com
нет-нет, обязательно надо прочесть. это потрясающие вещи, очень западающие душу и память.

Date: 2016-09-20 10:46 am (UTC)

Date: 2016-09-19 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Да, Шпиль - это сильно

Date: 2016-09-20 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А на меня как раз "Шпиль" не произвел сильного впечатления. Я еще прочла "Наследников" и "Пирамиду" - они тоже показались мне слабее "Повелителя".

Date: 2016-09-19 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
Как-то так странно моя жизнь сложилась, что я впервые прочитала "Повелителя мух" буквально пару недель назад. Сама удивляюсь, почему. Но впечатление книга произвела сильное.

Date: 2016-09-19 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Я тоже прочитал не так давно. А если прочитать хотя бы лет в двадцать, наверное, вообще оглушает.

Date: 2016-09-19 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
Наверняка. Забавно то, что я Повелителя скачала, прочитав "Сердца в Атлантиде" Кинга. Там в первой части много говорится про Повелителя, его читает 12-летний мальчик, и это становится чуть не главной книгой его жизни. И там говорится, что Голдинг якобы сказал про конец книги: "Мальчиков спасла команда линейного крейсера, но кто спасет команду?"
Вот от этой мысли не особенно жутко.

Date: 2016-09-20 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"но кто спасет команду?"

Ну, так ведь и книга как раз об этом - что нам-то помощи ждать неоткуда.

Date: 2016-09-20 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
На самом деле всем неоткуда, deus ex machina остался в далеком прошлом. И детям, собственно, тоже.

Date: 2016-09-20 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я в двадцать с небольшим посмотрела фильм. Есть две экранизации, обе, на мой взгляд, очень хорошие - и обе есть полностью на ютьюбе.

Date: 2016-09-20 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо! Честно говоря, фильм смотреть не хочется.

Date: 2016-09-22 12:18 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Про фильмы я и не знал. Какнить посмотрю, спасибо :)

Date: 2016-09-19 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Хм. Повелитель Мух - это про детей - жертв коллективного помешательства. Какие уж тут стратегии???

Date: 2016-09-20 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mnp70.livejournal.com
Голдинг-потрясающе разный в своих романах,но мудрый и гуманный всегда.Спасибо за пост! :)

Date: 2016-09-20 09:28 pm (UTC)

Profile

ilya_simanovsky: (Default)
Илья Симановский

June 2018

S M T W T F S
     12
34567 89
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 16th, 2026 10:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios