...

Feb. 6th, 2015 08:43 am
ilya_simanovsky: (Израиль Кастро)
[personal profile] ilya_simanovsky
Не верю в то, что руссы
любили и дерзали.
Одни врали и трусы
живут в моей державе.

В ней от рожденья каждый
железной ложью мечен,
а кто измучен жаждой,
тому напиться нечем.

Вот и моя жаровней
рассыпалась по рощам.
Безлюдно и черно в ней,
как в городе полнощном.

(Борис Чичибабин, отрывок из стихотворения, 1969 г)

Тот, кто за эти строчки начнет обвинять поэта в обобщениях (не говоря уже о русофобии) - дурак. Причем глухой. Я эти стихи очень люблю и в последнее время часто вспоминаю.

Почему тогда концовка известного поста Бабченко вызвала у меня глухое раздражение? Там вроде тоже понятно, что гипербола. И возмущается он справедливо. Долго думал и мне кажется тут дело вот в чем. Поэт или писатель накопившееся отчаяние, досаду, горечь, может быть даже презрение (как, например, Лермонтов) уникальным образом формулирует - впервые и навсегда. Он может быть сколь угодно жестким, но это его, личное, выстраданное. А тут ощущение, что человек говорил-говорил и вдруг начал бессмысленно материться, ожидая отклика из пространства. И этот отклик не замедлил прийти.

Date: 2015-02-06 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Согласен, Илья.
Добавлю, что тут ещё важен контекст - конкретный и общий.
Цитируемое Вами стихотворение заканчивается так:

Уже не быть мне Борькой,
не целоваться с Лилькой,
опохмеляюсь горькой.
Закусываю килькой.

То есть - некое юродство, горькое скоморошество, отнюдь не политическая декларация.
Кроме того, если Чичибабин в других стихах пишет -

...Наточен топор, и наставлена плаха.
Не мой ли, не мой ли приходит черед?
Но нет во мне грусти и нет во мне страха.
Прими, моя Русь, от сыновних щедрот.

Я вмерз в твою шкуру дыханьем и сердцем,
и мне в этой жизни не будет защит,
и я не уйду в заграницы, как Герцен,
судьба Аввакумова в лоб мой стучит.

- то его отношение к Родине вполне понятно, и он имеет право на выражение яростного негодования порой, потому что это - часть его любви.
Это я только про Чичибабина, Бабченко я не читал.)

Date: 2015-02-07 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Алексей, соглашусь с тем, что контекст, безусловно, очень важен. Но никакого юродства и скоморошества в процитированной мной части этого стихотворения я, признаться, не вижу.

Это государство посадило Чичибабина за стихи - еще совсем молодым.

"В моей дневной одышке,
в моей ночи бессонной
мне вечно снятся вышки
над лагерною зоной"

И вот прошло четверть века - и мало что переменилось. Все то же вранье, все то же преследование вольной мысли, все та же травля несогласных, все то же удушье и боязнь высунуться. Поэту это еще невыносимей, чем остальным. Где же тут скоморошество? Это его отчаяние и горечь от того, что он видит вокруг.

И еще мне не очень понятно, когда Вы говорите "имеет право на выражение негодования". Всякий имеет на это право, с любовью или нет. Но у Б.Ч., да, это часть любви, несомненно.

И вообще

"Кто живет без печали и гнева / тот не любит отчизны своей" (Некрасов)
Edited Date: 2015-02-07 07:17 pm (UTC)

Date: 2015-02-07 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Потому, Илья, я и говорю не "скоморошество", а "горькое скоморошество".
И потом, скоморохи - это далеко не только музыканты, акробаты и клоуны: они - в том числе - практиковали обрядовые формы "антиповедения", то есть были, в каком-то смысле, древнерусскими диссидентами, от чего имели серьёзные проблемы со стороны церковных и гражданских властей.
Я в молодости серьёзно занимался фольклором, так что "скоморох" для меня - это не шут гороховый, а гораздо больше.
Что же касается "имеет право на выражение негодования" - это, конечно, фигура речи.
Разумеется, каждый имеет право негодовать (в рамках закона) на что угодно, вот только вес его негодования может быть разным в зависимости от того, что им движет.
Некрасов прав.)

Date: 2015-02-07 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Как Вам, кстати, фигура скомороха из "Рублева" Тарковского? Соответствует представлениям?

Date: 2015-02-07 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Ну, это уже само по себе - классика.)
Хотя Быков весь текст себе придумал сам: исторически всё было гораздо грубее и страшнее - соответственно духу времени.

Date: 2015-02-06 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] andanton.livejournal.com
А что за известный пост? Ты иногда загадочен....

Date: 2015-02-06 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
http://www.echomsk.spb.ru/blogs/babchenko/26104.php?commentId=124176

Просто в фейсбуке второй день только и обсуждается этот текст и отповедь на него Т.Н. Толстой

Date: 2015-02-06 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] andanton.livejournal.com
Слушай... я от Фесйбука как от Луны, на таком же расстоянии. Будь другом, скинь и "отповедь" тоже

Date: 2015-02-07 03:44 am (UTC)
From: [identity profile] andanton.livejournal.com
Боже мой! Какая невъ..нная х-ня. Как это всё грустно.

Такое впечатление, что ты живешь в помойке. Ионеско в квадрате. Каждый питается помойкой, дышит помойкой и изрыгает из себя помойку. Станет ли кому-нибудь стыдно когда-нибудь?

А ведь это всё еще только цветочки.

Date: 2015-02-06 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mochalkina.livejournal.com
потому что у Чичибабина совершенно нет позиции "все $&@, а я д'Артаньян". В отличие от.

Date: 2015-02-06 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Согласен, но это подразумевает некоторое знание о других текстах Бабченко. Если брать один этот текст я там белого фрака не заметил.

Date: 2015-02-06 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] mochalkina.livejournal.com
конечно, подразумевает. Знание о других текстах БЧ тоже не помешает.

Profile

ilya_simanovsky: (Default)
Илья Симановский

June 2018

S M T W T F S
     12
34567 89
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 18th, 2026 12:06 am
Powered by Dreamwidth Studios