...

Mar. 29th, 2014 11:00 pm
ilya_simanovsky: (Израиль Кастро)
[personal profile] ilya_simanovsky
chuk

С удовольствием прочитал книгу Ирины Лукьяновой "Корней Чуковский" (ЖЗЛ).

От революции 1905 года до вторжения СССР в Чехословакию в 1968. От смерти Чехова до процесса над Бродским. Все это Чуковский застал взрослым человеком и поэтому книга Лукьяновой - не только история жизни великолепного Корнея Ивановича, но очень полезное и увы, актуальное, чтение про историю России.

Как у Чуковского получилось прожить столько лет и не надорваться, не свихнуться, не стать подонком или равнодушным в обстановке, когда короткие и обманчивые российские оттепели вечно сменяются длинными и черными "ночами средневековья" (выражение Л. Чуковской) со всей их подлостью и безнадегой? Пережить голодные годы, травлю, расстрел зятя, смерть жены и троих детей, - и выстоять, несмотря ни на что, сделать cтолько полезного, до последних лет оставаться активным, здравым, деятельным человеком? Главное, пожалуй, это непрерывная тяжелая работа и постоянное доброе участие в судьбе других людей - об этом говорит биография Чуковского. Ох, и крепко бы всем нам влетело от него за ежедневную прокрастинацию, нытье и нагнетание отчаяния в фейсбуках и жежешках. И поделом.

Вот о чем я думал, дочитывая этот документальный роман. И не только об этом, конечно.

Книга огромна по объему (примерно тысяча страниц), но мне ни разу не захотелось ее бросить - это тот случай, когда подробностей много не бывает. К тому же автор пишет так умно, с таким интересом и любовью к своему герою, что заскучать, по-моему, нельзя.

Всем горячо рекомендую.

Date: 2014-03-29 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Спасибо за рекомендацию. Надо будет поискать.

Date: 2014-03-29 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mosselprom.livejournal.com
я преданно люблю его дневники. (ох, по части нытья и нагнетания - я бы не сказала, что это было ему совсем чуждо :) но это я занудствую, конечно).
даже не знаю, хочется ли мне читать - буду сравнивать с дневниками. но любопытство, вероятно, пересилит. спасибо за идею!

Date: 2014-03-29 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Цитаты из дневников занимают, наверное, половину книги И.Л. Что, думаю, правильно.
Можно даже сказать, что это расширенный комментарий к дневникам.

Что про нытье и нагнетание - да, конечно, он не мог не думать об этом, но он это оставлял для личного дневника. Вот если бы он постоянно обсуждал, как страшно жить, с посетителями и соседями по Переделкино, а также по несколько раз в день читал выдержки из зарубежной прессы о том, в какой ад и беззаконие скатывается Россия - это было бы больше похоже на сегодняшнюю ситуацию в блогах)

Date: 2014-03-29 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mosselprom.livejournal.com
да конечно он, по сравнению с нами, стоик.
у него был только один пункт постоянного исступления - мучительная бессонница. и помню также его постоянное угрызание себя - за безделье и бездарность. это было для меня откровением: столь явный трудоголик и талант непрерывно себя бьет по голове.
следующее открытие такого рода были письма М.Л. Гаспарова, проникнутые похожим сортом самоненависти. говоря психоаналитически, там имел место похожий комплекс безотцовщины. это сейчас подумалось. может и зря.
а с дневниками Шапориной дневники Чуковского сближает опыт потери ребенка. невыносимо это читать - но ценность свидетельства велика.

Date: 2014-03-29 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Я думаю, что в данном случае это совпадение. Это просто очень высокая требовательность к себе и заоблачно поставленные планки.

А возможно еще и смещенные планки. Чуковский страдал, что все им написанное не стоит строчки из Блока, но не учитывал, что их таланты разной природы и работают они в разных жанрах. Это как Бабель, по воспоминанием Мариенгофа, страшно завидовал поэтам, которые в отличие от него умеют так волшебно складывать слова. И когда Мариенгоф сказал Бабелю, что у того проза поэтичней чем иная поэзия, тот совершенно расцвел.

В случае трудяг Чуковского или Гаспарова, это еще может быть понимание, что если себя не дрючить и не тыкать себе в лицо идеалом, до которого надо пахать и пахать, то остановишься в развитии и достигнешь малого.

Кстати, страшно обрадовался, когда узнал, что Гаспаров ходил брать уроки английского к Корней Иванычу)

Date: 2014-03-29 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
да! И у меня любимое чтение)

Date: 2014-03-29 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mosselprom.livejournal.com
Ах, как я рада!
Там очень много замечательного, но, пожалуй, больше всего на меня когда-то подействовали его записи о Блоке.

Date: 2014-03-30 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
мне трудно выделить что-то. Даже про мерзопакость с неба) - темперамент во всем виден)
И странное чувство современности с ним. Эстетическое родство, что ли. Вот даже про дом(забыла архитектора - Шехтель?), где потом жил Горький - "ни одной честной линии".

Date: 2014-03-29 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] popandopulo.livejournal.com
Во, спасибище. А то - типа всё прочитано. И вроде как больше - нечего.

Date: 2014-03-29 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Разве бывает так, чтобы читать было нечего?) А книга очень хорошая, правда.

Date: 2014-03-29 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nervalis.livejournal.com
да, Чуковский был прекрасный.
спасибо за рекомендацию!

Date: 2014-03-29 09:26 pm (UTC)

Date: 2014-03-29 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ir-ma-ro.livejournal.com
Спасибо, обязательно прочитаю. У Чуковского еще дневники очень интересные.

Date: 2014-03-29 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да, я уже сказал, что книгу можно назвать расширенным комментарием к дневникам.

Date: 2014-03-29 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
перечитать надо, наверное.... Мне она первый раз сыроватой показалась)

Date: 2014-03-29 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sweetok.livejournal.com
Как можно не доверять автору, если при всей его/её (автора) женственной хрупкости его/её до сих пор не раздавила всеобъемлющая объёмность личности его/её мужа Дм. Быкова?!

Меня лично, как романо-германского лингвиста и переводчика, живо интересуют те моменты из жизни Чуковского, где он - в пику своему извечному конкуренту Маршаку - излагает основы правильности художественного перевода с английского языка.

Судя по всему, Лукьянова, будучи проф. переводчицей с англ. яз. в отличие от своего безалаберного в смысле англ. яз. мужа, знает, что пишет. Но, увы! Не знаю, где и как можно ознакомиться с упомянутой книгой в "Матери городов русских", которой, как известно, нерусью Путиным объявлена война нервов на выживание.
Edited Date: 2014-03-29 10:36 pm (UTC)

Date: 2014-03-30 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Я могу прислать Вам книгу в электронном виде, с условием, что Вы переведете денежку автору за книгу по следующим реквизитам:

http://sdvg-impuls.ru/wps/administrate/rekvizit/

(в фейсбуке Ирина назвала этот способ, когда я спросил, как лучше передать авторские)

Date: 2014-03-30 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Правда я не уверен, что Вы там найдете много по интересующему вопросу - это наука, а книга все же ориентирована на другое.

Date: 2014-03-30 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] digibi.livejournal.com
"Главное, пожалуй, это непрерывная тяжелая работа и постоянное доброе участие в судьбе других людей - об этом говорит биография Чуковского." - Лично мне биография Чуковского говорит о совсем другом, а именно об органическом превращении человека дореволюционной, царской эпохи в советского гражданина, о добровольном и радостном приятии им новой тоталитарно-сталинской модели. Читая дневники Чуковского, поражаешься, как почти все они практически уже в первые дни побежали к большевикам - Блок, Анненков, Брюсов, Кони, Горький, словом, практически весь цвет русской интеллигенции, включая самого Чуковского. Поразила запись Чуковского о его поездке к себе на дачу в Куокалу, когда она вдруг очутилась на территори Финляндии, о том, как ему посчастливилось получить выездную визу от советских властей и каким ему чужим показался западный мир. Почти нисколько не смутил Чуковского запрет новых властей ставить на лодку парус в Финском заливе (чтобы нельзя было уплыть за кордон), и он с удовлетворением сообщает о своих связах с Луначарским, который по блату устроил ему возможноть покататься под парусом. Чуковский был, безусловно, светлая, благородная личность, но парадокс состоит в том, что светлые личности прекрасно уживались в советском государстве с откровенными палачами и более того - в известном смысле светлые личности непосредственно и создали советское государство.

Date: 2014-03-30 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да, вопросы возникают непростые.

Действительно, большой части интеллигенции, включая Чуковского и Пастернака до последнего не хотелось расставаться с иллюзиями о новом справедливом обществ и комфортнее было до последнего думать о ужасных перегибах на местах, чем смириться с мыслью о фашистоидной модели всей системы.

Тут много психологических аспектов, включая тот, что Чуковскому, не собиравшемуся эмигрировать, было бы слишком тяжело принять свою миссию, как охранителя свечки культуры во враждебном концлагере. Первые же надежды были связаны, конечно, с тем, что Чуковский пришел к революционным годам взрослым человеком и к предыдущему режиму у него были вполне серьезные претензии - и исключение из гимназии, и травля за незаконнорожденность, и цензура, и суды, едва не окончившиеся тюрьмой.

И все-таки Вы неправы, когда говорите про Чуковского о "радостном приятии им новой тоталитарно-сталинской модели" и "прекрасно уживались".

Во-первых, когда начались репрессии и был арестован зять, открыта охота за дочерью и т.п., вряд ли можно говорить о каком-то радостном приятии. Во-вторых, эта модель, как заточенная на пропаганду, единомыслие и подавление всего живого в литературе, не могла принять Чуковского - и у него были постоянные цензурные проблемы, дважды выродившиеся в настоящую газетную травлю. Очень плохо они уживались, несмотря на готовность К.Ч. идти на определенные компромиссы. В третьих, Чуковский, чтобы печататься во время культа, принимал некоторые правила игры, включая дежурные славословия Советской власти в статьях, но никогда не выслуживался и не писал мусора на заказ. В четвертых, в хрущевское время он довольно горько пишет в дневниках и проч., о том, каким был идиотом и все заблуждения и иллюзии по поводу Советской власти у него уже в прошлом. В пятых, в последние годы он подписал много писем против преследования диссидентов, пригласил к себе жить опального Солженицына и проч., чем систему сильно раздражал.

Date: 2014-03-30 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] digibi.livejournal.com
Чрезвыйчайная устойчивость советской модели и советского менталитета (а они живы в России по сей день) в том и состоит, что они совершенно иррациональны, и какой бы острый аналитический ум о них ни писал, все равно сядет в лужу. Да, при Сталине-Брежневе сажали, стреляли, травили людей искусства, да, малограмотные злобные ждановы и сусловы решали судьбы художников и их произведений, и в то же время - какой расцвет во всех областях искусства, какие имена, какие лауреаты и орденоносцы! Шостакович, Качалов, Станиславский, Прокофьев, Сарьян, Козинцев, Уланова, Алексей Толстой, Шолохов, нескончаемый ряд ярчайших талантов мирового уровня, живших в аьсолютном почете и комфорте, а также страдавшие, но не уехавшие Булгаков, Малевич, вернувшиеся Андрей Белый, Куприн и проч. "Дневники" Чуковского - наверное самое выдающееся литературное событие последних десятилетий, причем не только с фактологической точки зрения, но и как самостоятельное художественное произведение с точки зрения языка и стиля, но повторю, для меня они ценны прежде всего как уникальная по своей аутентичности иллюстрация метаморфозы, произошедшая с людьми российской империи, объяснение того феномена, как перестроились в свое время мозги и жизнь наших дедушек и прадедушек, ставших сами и сделавших потом через своих детей нас, ныне живущих, советскими людьми.

Date: 2014-03-30 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да, понимаю. В целом согласен. Хотя все же К.Ч. и особенно его дочь полностью советскими людьми так и не стали.

Date: 2014-03-30 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] mochalkina.livejournal.com
ужасно затянуто, как по мне. Надо было бы сократить на треть. Дневники самого Чуковского и то меньше - хоть и двухтомник.

Но познавательно.

Date: 2014-03-30 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] uo-xo-xo.livejournal.com
Спасибо! На днях пойду в библиотеку -- поищу.

Date: 2014-03-31 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] picareta.livejournal.com
Да, я тоже читала и тоже с огромным интересом и удовольствием. И именно интерес и любовь к своему герою, желание его понять подкупили.

Profile

ilya_simanovsky: (Default)
Илья Симановский

June 2018

S M T W T F S
     12
34567 89
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 12:41 am
Powered by Dreamwidth Studios