ilya_simanovsky: (Default)
[personal profile] ilya_simanovsky
Читателям моего ЖЖ известно, что идея найти фотографии Пушкина, волнует меня давно. Особенно меня мучает то, что на каких-то сайтах оные фотографии выложены и есть множество людей, которые их видели (см. по ссылке). Но мне до сих пор не повезло и остается только завидовать.

Как известно, первая фотография, дошедшая до наших дней - "Вид из окна", была сделана Ньепсом в 1826 году и потребовала "восьмичасовой экспозиции в условиях яркой освещенности". Думаю, что Пушкину было бы невподым неподвижно торчать на солнце восемь часов, поэтому о его внешности мы можем догадываться только по портретам да посмертной маске. До первого дагерротипа (куда более продвинутый способ, нежели метод Ньепса) он недотянул всего пару лет. Т.к. французская техника добралась до наших Палестин с изрядной задержкой, Лермонтов, который теоретически имел два года на то, чтобы оставить потомкам свою фотку, просто не стал заморачиваться с загранпоездками. Другое дело - Гоголь... Хотя вроде вышло все почти случайно.



Это единственная, дошедшая до нашего времени, фотография Гоголя, которого в 1845 году подловил в Риме выдающийся русский фотограф С.Л. Львов-Левицкий. Таким образом, увлечение классика итальянским туризмом, дает нам возможность не доверяться портретам, а положиться на результаты технического прогресса. Однако же, без фотошопа тут не обошлось, потому что оригинальный дагерротип выглядит так:



Вместе с Гоголем сфоткались набежавшие везунчики в лице скульпторов, художников и прочих архитекторов, а также сам фотограф. В 1902-м году Гоголь был любовно выкадрирован из этой теплой компании, а еще, как минимум, повернут против часовой стрелки вокруг вертикальной оси. Как это делается сейчас знает даже ребенок, а вот есть ли тут связь с легендарными поворотами Гоголя в гробу, боюсь, что достоверно установить не получится.

Вообще поражает несходство Гоголя на фотографии с его портретами, которые помещают во все школьные учебники. На этих портретах обычно изображен пухлый, хитро улыбающийся человек, который явно до того, как позировать, употребил изрядную порцию вареников (причем, судя по лукавой усмешке, возможно, употребил, пользуясь методом Пацюка). Глядя же на фотографию, я бы сказал, что на ней изображен щеголевато одетый господин, который придает много значения своей внешности (тут превосходным контрастом - его соседи по снимку) с бледным, нервным лицом. В народных одеяниях представить его решительно невозможно. Еще я бы сказал, что этот человек очень серьезно к себе относится, вполне знает себе цену и трагически озабочен сознанием своей великой миссии, но тут уж оценка предвзятая, т.к. я заранее знаю, что это правда. Конечно, глупо делать столько выводов по одной фотографии, но раз других нет... Кстати, о других:


Молодому фотографу очень хотелось сделать крупный портрет писателя, но тот категорически отказался сниматься. Однажды после обеда в доме графа Чернова-Кругликова Николай Васильевич сел в глубокое кресло и задремал. Хозяйка дома, большая почитательница его таланта, упросила Левицкого послать кого-нибудь за аппаратом. Аппарат привезли. Сергей Львович сделал снимок спящего Гоголя, но, по его признанию, «поза была невыигрышная». Гоголь, узнав об импровизированной съемке, «ужасно рассердился и настоятельно требовал, чтобы я стер пластинку, – пишет в своих воспоминаниях фотограф, но ею завладела графиня, и я с тех пор даже не видел ее».

Таким образом, сохраняется некоторый шанс, что мы доживем до сенсации в виде обнаружения в архивах фотографии "Гоголь, спящий в невыигрышной позе".


И в заключение...


Открыв статью в Википедии, я обнаружил там это:

22.31 КБ

А по ссылке - это:

17.29 КБ

Вот, думаю, наконец-то повезло. Не фотография Пушкина, так голос Гоголя. Поставим на место американщину-эдисоновщину, доказав, что более чем за четверть века до "изобретения" (ха) фонографа, русский ученый-самородок... ну и так далее. Политически очень уместно, думаю, будет ткнуть нашим Вием в их барана и прилагающуюся к нему Мэри. Но не сложилось. Против правды не попрешь, а послушав запись, я с сожалением опознал в чтеце А.М. Ремизова. Ну, ничего, может в другой раз...

Date: 2008-09-05 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] kisochka-yu.livejournal.com
Прекрасный, архиполезный матерьял! С надеждой жду таки появления фотографий в невыигрышной позе.

Date: 2008-09-05 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо! Я тоже очень жду. Хотя опасаюсь, что Гоголь-таки фотку у графини отобрал и растоптал.
:)

Date: 2008-09-05 01:29 am (UTC)
From: [identity profile] tissue-of-lies.livejournal.com
>> "есть ли тут связь с легендарными поворотами Гоголя в гробу"

хахаха)))
Как всегда очень мило и познавательно) Спасибо.
Утро началось удачно.)

Date: 2008-09-05 08:55 am (UTC)

Date: 2008-09-05 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
хорошенький - на самом деле, и нос не такой уж... Одет прекрасно, да, - гардероб его лет с 17-ти оччень волновал)

Date: 2008-09-05 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
На снимке одеты они все, вроде, хорошо, но элегантно выглядит один Н.В.
:)

Date: 2008-09-05 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
фотогеничен, да)

Date: 2008-09-05 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] parfumistika.livejournal.com
ооох. ура. хоть есть чо почитать с утра. спс

Date: 2008-09-05 08:55 am (UTC)

Date: 2008-09-05 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] rec-play.livejournal.com
что-то в нем Филатовское есть.

Date: 2008-09-05 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Мне нравится, как в роли Гоголя выглядит актер Трофимов (который кардинала Ришелье играл в мушкетерском сериале).

Date: 2008-09-05 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rec-play.livejournal.com
когда я думаю о Гоголе, точнее сказать, когда я слышу "Гоголь", то в голове предстает черный силуэт с каре, носом-клювом, стоящий ко мне спиной, повернув голову влево...суровый и недоверчивый, типа: "Ну что ещё? Говорите, Екатерина...Я вас слушаю. Только быстро, я слишком занят."

Date: 2008-09-05 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] glaschenka.livejournal.com
Интересно, что же он так сниматься не хотел: )
Спасибо Вам за такое интересно-полезное сообщение)

Date: 2008-09-05 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Почему не хотел? Он хотел, только, чтоб в выигрышной позе:)
Спасибо!

Date: 2008-09-05 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] glaschenka.livejournal.com
Нет, он не хотел сниматься по-человечески. поэтому пришлось выжидать, когда он заснёт:)
И что ж они проболтались...

Date: 2008-09-05 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] agafia-matvevna.livejournal.com
Нет, это решительно с ума сойти какое совпадение! Только вчера убила половину вечера на поиски фотографии Лермонтова (спасибо "Теории кино" Фрейлиха) и на выстраивание ситуаций, в которых эти фотографии могли бы быть сделаны.
"Гоголь, спящий в невыигрышной позе" - это что-то из Хармса.

Date: 2008-09-05 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да, совпадение знатное!

Фрейлиха я когда-то читал, но помню мало что - в основном процитированную там статью Сартра про "Иваново детство" и про отношение Тарковского к фильмам Эйзенштейна. А вот про фотографии Лермонтова ничего не помню:)

Date: 2008-09-05 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] agafia-matvevna.livejournal.com
Это Фрейдлих рассуждает о соотношении кино и телевидения и анализирует телепостановку "Героя нашего времени": "А потом мы видим актёра - в костюме и гриме Печорина, видим сначала в фас, потом в профиль, изображение укрупняется, и мы видим, что это Лермонтов, каким мы все знаем его по известным фотографиям и рисункам". Тут-то и началось.

Date: 2008-09-05 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Еще и во множественном числе... В общем, дайте знать о результатах поиска. Я тоже хочу на них посмотреть:))

Date: 2008-09-05 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] oskollok.livejournal.com
Замечательно, спасибо. В фотографии на самом деле есть что-то от Филатова.

А ссылку в Википедии я поправил (даже жаль. такой чудный образчик "викизнания" :))) )

Date: 2008-09-05 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо! И правда даже жаль - уменьшится количество людей, которые могут рассказывать, что слушали Гоголя.
:)

Date: 2008-09-05 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] jullik.livejournal.com
спасибо, очень интересно. сама нередко думала об этом, особенно когда жила в доме, где была типография Прокудина-Горского. )

Date: 2008-09-05 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
О, да - Прокудин-Горский - это чудо. Уже писал о нем здесь.

Date: 2008-09-05 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] jullik.livejournal.com
да, я просто с вашим журналом совсем недавно знакома. ))) почитаю. ;)

Date: 2008-09-05 07:06 pm (UTC)

:-)

Date: 2008-09-06 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] pshol-ty.livejournal.com
"Запись хохота Гоголя, три часа" (с)

физиогномика

Date: 2008-09-06 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dunadana.livejournal.com
умное лицо, и взгляд такой пронзительный

Date: 2009-06-03 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] irinka-lub4ik.livejournal.com
Шикарно! Сегодня Артемий Лебедев в своем ЖЖ выкинул фотку с Гоголем, которую просто невозможно опознать. По крайней мере, в наших учебниках его рисовали тамим как Вы описали, а кто-то в коментариях писал, что у них в учебниках он был именно такми как показал Тема.
Короче известно одно - только на фото он настоящий!

Date: 2009-06-03 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да ладно уж "невозможно опознать":) Довольно известный портрет.
Правда в учебниках, насколько я помню, печатался всегда вот этот:

http://old.russ.ru/antolog/nigilizm/gogol3.jpg

буду тридцатым!

Date: 2011-08-31 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] wadiczka.livejournal.com
спасибо за пост!

Date: 2011-11-13 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] tarnegolet.livejournal.com
Спасибо! Отличный материал!

Date: 2011-11-13 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо!

И все-таки жаль, что нельзя Александра Сергеича
Увидеть на фото, хотя бы и в позе плохой

Date: 2011-11-13 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tarnegolet.livejournal.com
И в мыслях печальных таких покидаю квартиру я
и вижу у самых Арбатских ворот
фотограф стоит, Александр Сергеич позирует,
Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет!
:)

Date: 2016-04-09 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] glupbly.livejournal.com
Фотография Пушкина есть! (сделана в последние минуты жизни) ("http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/1/1/0/587011.jpg")

Profile

ilya_simanovsky: (Default)
Илья Симановский

June 2018

S M T W T F S
     12
34567 89
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 19th, 2026 07:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios