ilya_simanovsky: (Default)
[personal profile] ilya_simanovsky
увеличивается при кликеЭтот, всем известный «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» кисти Винсента Ван Гога, в свое время произвел на меня такое сильное впечатление, что и по сегодняшний день я его считаю для себя "главной" картиной. После нее мое отношение к живописи переменилось – раньше я никогда не думал, что можно так сильно и правдиво отражать душевное состояние при помощи кисти и красок. Изображение болезни и одиночества, с необыкновенной мощью передано в картине трижды - воспаленным сочетанием цветов, самой композицией и выражением лица художника.

Фон - два оттенка тревожного и депрессивного красного, разделенные горизонтальной чертой, которая режет голову художника напополам, холодный и тоскливый синий цвет на взъерошенной шапке – обнимает лоб, четкие линии, безнадежно крепко сковывающие зеленое пальто и белый бинт с неаккуратно выбившейся прядью волос.

Некрасивое, почти дегенеративное, если бы не глаза, лицо, с как бы одеревеневшими складками. Угол приоткрытого рта опущен. Контрастом на окаменевшем лице - взгляд – тоскливый и как-то особенно отрешенный одновременно. При этом веко на левом глазу падает на зрачок несимметрично и близко посаженные, почти косящие глаза - неодинаковы, что, в частности, и создает это странное, смешанное впечатление.

Небрежно забинтованная повязка на ухе. Во рту – трубка – показатель автоматизма привычного действия, - уравновешивает бесстрастностью выражение глаз. Этой трубкой Винсент как бы пессимистично говорит «Что поделаешь!», принимая судьбу, т.к. больше ничего не остается. «Что поделаешь!» - его любимая фраза, встречающаяся на страницах писем к брату, чаще всех остальных. Дым из трубки костенеет дискретными, геометрическими завитками, словно схваченными морозом.

Date: 2008-09-20 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] jassfine.livejournal.com
спасибо большое за пост
согрело

а завитки дыма - самое жуткое на картине, ИМХО, потому что сюррное совсем..
глаза на уровне разделяющей линии, и сами они выражают будто пограничное состояние между обыденностью и безумием. глаза человека, который вот-вот решится.

Date: 2008-09-20 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] jassfine.livejournal.com
пишите еще о живописи, пожалуйста. очень понравилось.

Date: 2008-09-20 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо, мне необыкновенно приятно. Второй раз, кажется, пытаюсь сформулировать и проанализировать свои впечатления от картин. Этот пост - вводный, будет еще как минимум два. Правда, там уже не о картине, а, в основном, о самом Ван Гоге мне хотелось бы поговорить.

Date: 2008-09-20 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Да, есть безумие и есть пограничное состояние - очень верно заметили. Я сначала видел на этом лице только пугающее безумие, но потом я понял, что гораздо точнее было бы сказать, что это борьба с безумием. Отчаянная внутренняя борьба под застывшей маской. Это смотрит человек - он на краю, но по эту сторону еще.

Вообще, я собираюсь поговорить об этом в следующем посте.
Edited Date: 2008-09-20 09:57 pm (UTC)

Date: 2008-09-20 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Я бы отметил, что по картине отчетливо видно - написана душевнобольным

Date: 2008-09-20 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Душевнобольной - не всегда отчетливое понятие. Впрочем, об этом я собираюсь поговорить в следующем посте.

Date: 2008-09-20 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] jassfine.livejournal.com
Борьба с безумием - совершенно точно сказано.
Жду следующего поста. Вообще, очень люблю творчество Ван Гога, хотелось бы больше узнать о его личности и импрессионистах вообще. Благодарна им за то, что они добавили в живопись эмоции и сделали первый шаг к интерактивности.

Date: 2008-09-21 01:55 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
В данном случае как раз все четко

Date: 2008-09-21 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] shamanslov.livejournal.com
очень и очень. жду с интересом еще.

Date: 2008-09-21 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] naglaya-aglaya.livejournal.com
он ведь ухо проститутке подарил?
а про живопись пишите и картины выкладывайте! :)

Date: 2008-09-21 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] pshol-ty.livejournal.com
Анализ картины - то же самое что анализ стихотворения, автору часто приписывают чувства и намерения, которых у него сроду не было :)
Говорят, ухо ему Гоген подрезал во время ссоры...

Date: 2008-09-21 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] theodorix.livejournal.com
(пустил слезу) моя университетская тема

Date: 2008-09-21 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Не сомневался, что Вы так скажете.

Date: 2008-09-21 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Я говорю исключительно о своих впечатлениях.
Про версию с Гогеном знаю - по-моему она неубедительна.

Date: 2008-09-21 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
(с интересом) Какая именно?

Date: 2008-09-21 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Ага. Сувенир от Винсента:)
Спасибо, буду писать и выкладывать.

Date: 2008-09-21 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Спасибо. Продолжение следует.

Date: 2008-09-21 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Вы читали "Письма к брату Тео"?

Date: 2008-09-21 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] jassfine.livejournal.com
Нет, к сожалению, даже не слышала о них

Date: 2008-09-21 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Обязательно почитайте - Вы новыми глазами посмотрите на Ван Гога и его творчество.

Date: 2008-09-21 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] jassfine.livejournal.com
Спасибо! Постараюсь найти

Date: 2008-09-21 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] ex-psalmosi.livejournal.com
эта картина - почти что мой портрет сейчас.
Ухо болит и глаза в кучку.
Только я не курю - всей-то разницы.

Date: 2008-09-21 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Ужас какой. Поправляйтесь!

Date: 2008-09-21 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] artik-kringel.livejournal.com
комментарий про "написана душевно больным" звучит абсурдно... какая тут разница. меня больше всего бесит, когда, в разговоре, что, мол, поглядите, какая прекрасная вещь, тебе отвернувшись махнут рукой:"А знаем! Сумашечий ваш * (Ван Гог, Врубель, Дали, Мунк и так далее)
ну, и что, что душевнобольной, разве в этом дело?

Date: 2008-09-21 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Согласен. Но в данном случае, следовало бы узнать у occuserpens, подразумевал ли подобный подтекст и интонацию. Т.к. и болезнь и безумие в этой картине правда есть - я с этого начал. Другой вопрос, что а) этим не ограничивается, б)самое главное - человеческий талант, который позволил Ван Гогу все это так отчетливо показать в своей картине.

Date: 2008-09-21 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] artik-kringel.livejournal.com
да, нада было коментарий как реплику писать....

Date: 2008-09-21 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] marinatolna.livejournal.com
Что всегда поражало меня в его автопортретах - это абсолютное пренебрежение к своему внешнему виду.Он рисует себя также, как и рыбу, картофель, хлеб, череп, старые башмаки..Его тело - вне его самого, оно всего лишь некий предмет этого мира, и уж, конечно, не ему принадлежит))

Date: 2008-09-21 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sage-snake.livejournal.com
Вы точно подметили, обращала внимание, но никогда не получалось уловить ощущение и выразить словами. Даже не пренебрежение, а абсолютное отсутствие намерения/идеи хоть как-то приукрасить "образ себя" или хотя бы приблизить изображение к "верхнему" краю диапазона правдоподобия. Абсолютная открытость будущему зрителю, созерцателю, критику - в том числе недоброжелательному.
И, по-моему, скорее это он вне своего тела, а не тело вне его.

Date: 2008-09-21 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
По-моему, он максимально объективно пытается передать свое внутреннее состояние - остальное его просто совсем не волнует.
:)

Date: 2008-09-21 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] theodorix.livejournal.com
Например, "Арльский период. Винсент Ван-Гог и Поль Гоген". Я на кафедре занимался как раз французским искусством к.XIX-н.XX вв

Date: 2008-09-21 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] svetlanika.livejournal.com
ухо он себе все-таки нарисовал - светлое пятно прямо возле скулы.

Date: 2008-09-21 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Потрясающе интересная тема. К сожалению, мои знания по ней ничтожно малы, хотя и пытаюсь что-то читать-запоминать-обдумывать.

Date: 2008-09-21 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Где же там ухо? Я вижу только что-то вроде марлевого или ватного тампона, зафиксированного бинтом.

Date: 2008-09-21 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] germiy.livejournal.com
Когда смотрю на это полотно, не могу избавиться от ощущения, что это некая "иллюстрация" (мои извинения за малоподходящее слово) к... роману Саши Соколова "Между собакой и волком". Что-то до боли родное...

"я никогда не думал, что можно так сильно и правдиво отражать душевное состояние при помощи кисти и красок."

А как он писал Арль! Мистраль с полотен просто затапливает...

Date: 2008-09-21 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
К своему стыду, я так пока и не добрался до Саши Соколова.

Арльский период - да. Вообще он почти всегда замечательный - и в "доипрессионистский период" и в последние годы творчества. Для меня - художник №1.

Date: 2008-09-21 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] germiy.livejournal.com
Из до-пост-импрессионистского периода "Едоки картофеля" например меня поразили... Совершенно иной Ван Гог, и все-таки он.
А Соколова почитай, уверен, ты оценишь.

Date: 2008-09-22 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] theodorix.livejournal.com
Тема интересная, да... По поводу "читать-запоминать-обдумывать", собственно, это и есть сильно упрощенная работа искусствоведа :)

Date: 2008-09-23 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] svetlanika.livejournal.com
нет, на бинт не надо смотреть (В том-то все и дело, что все смотрят НА БИНТ и ПОДРАЗУМЕВАЮТ, что под ним уха нет. Нет или есть - это только наши ДОДУМКИ (пусть и исторически, и письмами подтвержденные),
но если смотреть НА ТО, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО на картине - сказать, что там нет уха, а под бинтом тампон - это все-равно, что сказать, что под зеленой курткой у него майка Дольче Габана :-).

"ухо он себе все-таки нарисовал - светлое пятно прямо возле скулы" - плоское светлое пятно в форме уха прямо возле глаза. Вы подумаете, что это случайность, что пятно приняло такую форму. А мне почему-то кажется, что НЕ СЛУЧАЙНО. Художники НИКАКИМ пятнам на своих полотнах случайные формы не придают.

ну, это просто мое мнение. если что - сорри.
но мне кажется, что пятно-ухо уведет вас еще дальше в восхищении картиной...

Date: 2008-09-23 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Интересная мысль, спасибо!

Date: 2008-09-29 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] vaga-land.livejournal.com
Простите, что вмешиваюсь, но то, что он отрезал ухо, не совсем точно. Была отрезана мочка уха.

Если уж совсем точно

Date: 2008-09-29 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Ван Гог отрезал себе часть уха начиная от верха сбоку, сделав надрез книзу так, чтобы вся нижняя часть уха была отрезана.

Re: Если уж совсем точно

Date: 2008-09-29 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vaga-land.livejournal.com
Так нижняя часть уха мочка и есть. А он, выходит, еще и сверху резанул?

Re: Если уж совсем точно

Date: 2008-09-29 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_o_tets_/
Ну да. Насколько я понимаю границы того, что называется мочкой - он оттяпал не только мочку, но и часть выше.

Profile

ilya_simanovsky: (Default)
Илья Симановский

June 2018

S M T W T F S
     12
34567 89
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 18th, 2026 07:43 am
Powered by Dreamwidth Studios